Моя совместная работа с Анатолием Аркадьевичем проходила в то время, когда я трудился в институте ВИАСМ под мудрым руководством проф. Якова Евсеевича Гельфанда – с конца 1976 до середины 1984 года. Но первая встреча с Анатолием Аркадьевичем состоялась примерно за два года до этого, на научной конференции в местечке Цахкадзор (Армения), где я был вместе со своим научным руководителем по аспирантуре проф. каф. автоматики и телемеханики ЛИТМО Борисом Александровичем Арефьевым.
Анатолий Аркадьевич увлекался горными лыжами, а Цахкадзор – это один из горнолыжных центров. Время для этого было самое роскошное – середина или конец февраля. Конференция была удачно спланирована: возможность совмещать приятное с полезным.
Первозванского я первый раз увидел в аэропорту перед посадкой на самолет. Он был одет по-спортивному, с лыжами, так что было ясно, что приоритет отдается приятному. Лыжи у него были профессиональные и очень дорогие, и он к ним очень бережно относился.
В Питере был мороз, но когда мы приземлились в аэропорту Еревана, то попали в весну, почти в лето. Потом переезд на автобусе до Цахкадзора и размещение в гостинице. Анатолий Аркадьевич жил вместе с проф. Владимиром Яковлевичем Катковником, а мы с Арефьевым. Так случилось, что мы вчетвером обедали за одним столом. Я был простым аспирантом, а судьба свела меня сразу с тремя именитым профессорами. Поэтому начало моих отношений с Анатолием Аркадьевичем было не формальным.
Время проходило достаточно приятно, наукой все занимались в четверть силы. Анатолий Аркадьевич катался на лыжах, а мы с Борисом Александровичем ходили в гости к его знакомым и осваивали армянские обычаи гостеприимства. Он там был званным гостем, так как вся эта конференция была организована его бывшим аспирантом. Сейчас я не помню, как его звали, но он там был большим человеком.
Вторая встреча с Анатолием Аркадьевичем состоялась благодаря Якову Евсеевичу, который уговорил его быть моим оппонентом, когда я защищал кандидатскую диссертацию. Он хорошо отнесся к моей работе и очень здорово выступал на защите (он вообще умел хорошо говорить). С тех пор между нами установились очень теплые отношения.
Дальше была совместная работа под его руководством. Я многому у него научился и считаю его своим наставником в научной работе. Мне посчастливилось написать с ним статью «Об оптимальном управлении технологическим процессом», которая появилась в журнале «Техническая кибернетика» (1985. – № 3. – С. 44–49).
Ему нельзя было звонить, по-моему, раньше 11 или 12 часов, так как он работал по ночам. Я как-то раз по незнанию позвонил в 9 и разбудил его, но он проявил завидную тактичность и спокойно мне все объяснил (в стиле: Федя, ты не прав!).
Когда я перешел работать в Технологический институт, наши контакты, к сожалению, стали более редкими. Но тем не менее я всегда ощущал, что он где-то рядом. И потом, после его смерти, когда я готовил докторскую диссертацию и выходил на защиту, – как мне его недоставало.
Я благодарен судьбе, что в моей жизни были встречи с Анатолием Аркадьевичем. Это настоящий ученый и очень хороший человек.
Александр Леонидович Фокин, д.т.н., профессор кафедры «Автоматизация процессов химических производств» С-Петербургского государственного технологического института (технического университета)